Мало научиться водить автомобиль, гораздо важнее -- уметь адекватно реагировать на внезапное изменение дорожной ситуации.
"Благодаря курсам контраварийного вождения я избавилась от панического страха грузовиков", -- рассказала финансист Анна Стешенко. По ее словам, уже после начального курса появилась большая уверенность в том, как поступить в той или иной сложной ситуации на дороге. "До курсов я считала себя хорошим водителем, несмотря на некоторые страхи, а после их окончания я поняла, насколько я была самоуверенной", -- критикует себя г-жа Стешенко. Зато теперь, трезво оценивая свои возможности, по словам девушки, за рулем она чувствует себя очень спокойно.
А Инне Кравчук и ее пассажирам контраварийная подготовка так просто спасла жизнь -- она на загородной трассе сумела увернуться от вылетевшей на встречную полосу легковушки. "Навыков хватило, чтобы не запаниковать, чтобы просчитать его и свою траекторию, а значит -- избежать столкновения, -- рассказывает она. -- Потом, правда, я почти сорок минут пыталась унять дрожащие руки".
Анализ дорожной обстановки, изучение наиболее частых аварий и их причин, ловкое маневрирование между препятствиями -- этому и не только учат на курсах контраварийного вождения. Однако сначала курсантам придется научиться многим мелочам, которые вовсе и не мелочи: например, от правильной настройки сиденья и зеркал напрямую зависит безопасность езды. Качество и скорость маневрирования непосредственно связаны с умением правильно держать руль и управлять им, "не запутываясь в руках". После этих первых шагов начинают учить собственно безопасному вождению: как быстро принимать решения, "не впадать в ступор" при возникновении дорожных "сюрпризов", а также прогнозировать ситуацию: побежит ли пешеход на проезжую часть, притормозит ли едущий впереди автомобиль, какое авто способно "подрезать".
Юрий Лукьяненко, имея десятилетний опыт вождения, сначала очень скептически относился к программе обучения на таких курсах. "Мне казалось, что за ерунду они преподают -- объезжать конусы. Но, как оказалось, я могу проехать и не задеть ни один только при медленном движении. Ускоряясь, я либо сбивал их, либо очень сильно "вилял" автомобилем", -- поделился г-н Лукьяненко. Школа все-таки пригодилась: в итоге он научился быстро и без ошибок объезжать всевозможные препятствия, "выходить из заноса" и правильно тормозить.
А еще после обучения на своем авто придется поменять шины, поскольку за время обучения прежние износятся окончательно. То есть к стоимости курса прибавляются траты на новые шины -- что-то около 2,5--4 тыс. грн. Ну и придется дополнительно тратиться на заправку: час катания -- это минимум 50 грн на бензин. В результате расходы на усовершенствование навыков вождения выльются в 4--10 тыс. грн.
Алексей Мочанов, автомобильный эксперт, испытатель, гоночный пилот:
-- Основная проблема наших автошкол -- в них не учат ездить, а готовят к сдаче экзаменов в ГАИ. И это плохо, поскольку обучающиеся не получают достаточных знаний и навыков, как вести себя в сложной ситуации на дороге. Чтобы чувствовать себя уверенно за рулем и научиться хорошо управлять автомобилем, лучше всего пройти специальные контраварийные курсы. Они будут полезны как начинающим водителям, так и имеющим немалый стаж вождения. Поскольку мастерство определяется не столько стажем, сколько количеством и качеством пройденных километров.
Выбирая курсы или инструктора, важно учесть как опыт преподавания, количество выпускников, так и маршруты и обучающие программы. Например, если школа имеет тысячи выпускников, а обучение проходит в любую погоду, разное время суток и в разных условиях движения -- от городских улиц до загородной трассы, -- то такой школе можно вполне довериться.
Анатолий Бурбеза, двукратный чемпион Украины по автослалому, гендиректор журнала "За рулем":
-- Курсы контраварийного вождения полезны всем. Конечно, кому-то навыки, полученные на курсах, могут ни разу не понадобиться, а кто-то, благодаря курсам, может избежать многих неприятных ситуаций на дороге. Ведь основа курсов контраварийного вождения -- это упражнение на прогнозирование и разрешение опасных ситуаций. Причем обучение нужно начинать с самого, казалось бы, элементарного. Например, с положения рук на руле и навыков руления, как быстро остановить автомобиль и научиться принимать верное решение при дефиците времени.